ИCПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ О ПРОВЕДЕНИИ ПЫТКИ ВОДОЙ ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ИНКВИЗИЦИОННОГО ТРИБУНАЛА г.ВАЛЬЯДОЛИДА 21 ИЮНЯ 1527 г. И ПОЯСНЕНИЯ К ЭТОМУ ДОКУМЕНТУ .

(Приведенный ниже текст представляет собой дословный перевод с испаского подлинного документа 16 - го столетия , опубликованного в классическом труде испанского историка Х. Льоренте "История испанской инквизиции" . Этот ученый , сам бывший много лет инквизитором, написал исключительно богатую содержанием монографию объемом более 1300 страниц, в которой привел массу необыкновенно любопытных свидетельств о методах работы инквизиционных трибуналов. Пытка водой, описанная здесь, является второй по очередности применения и степени тяжести для допрашиваемого из трех пыток, допускавшихся инквизицией; подробно эти пытки описаны в очерке "Пытки инквизиции.", помещенном на нашем сайте. Текст, следующий за протоколом, написан Льоренте в пояснение его . Следует заметить , что историк писал книгу с антиклерикальных позиций, хотя, видимо, помимо желания, у него это плохо получилось. Во всяком случае, острота восприятия его антицерковного пафоса заметно бледнеет и теряет первоначальный накал, когда начинаешь сравнивать работу инквизиционных трибуналов с кровавыми оргиями Революционного трибунала Великой французской революции или бесноватым террором большевистских "чрезвычаек". )

"В Вальядолиде, 21 июня 1527 г. сеньор лиценциат ( первая ученая степень, предшествовавшая магистру и доктору ) Морис, инквизитор , вызвал в суд в своем присутствии лиценциата Хуана Саласа, которому был прочтен и явлен приговор суда. По окончании чтения означенный лиценциат Салас заявил, что он "ничего не говорил из того, в чем его обвиняют". Означенный сеньор лиценциат Морис, инквизито, немедленно велел ввести его в камеру пыток. Там, по снятии всей одежды до рубашки, Салас был положен за плечи на пыточную кобылу, к которой палач Педро Паррас привязал его за руки и за ноги пеньковыми веревками, сделав 11 ( одиннадцать ) оборотов на каждом члене. Саласу, пока означенный Педро обвязывал его, несколько раз было предложено сказать правду, на что он отвечал, что он никогда не высказывал того, в чем его обвиняют.
Он прочитал символ "Кто хочет" ( "Quicumcue vult" ) и много раз благодарил Бога и Богоматерь.
Когда означенный Салас был связан, как сказано, на лицо ему была наложена тонкая смоченная тряпка; из глиняного сосуда вместимостью 2 литра, с дырой на дне, в ноздри и рот ему влита была вода в количестве поллитра. Несмотря на это, означенный Салас настойчиво повторял, что он ничего не говорил из того, в чем его обвиняют. Тогда Педро Паррас сделал 1 (один) поворот закрутня на правой ноге и влил вторую порцию воды, как он делал раньше. Второй поворот закрутня был сделан на той же ноге и, несмотря на это, Хуан де Салас произнес, что он никогда не говорил ничего подобного.
Принуждаемый несколько раз сказать правду, он заявил, что ничего не говорил из того, в чем его обвиняют.
Тогда означенный сеньор лиценциат Морис, объявив , что пытка была начата, но не окончена, приказал прекратить пытку. Обвиняемый был снят с кобылы.
При означенной экзекуции я присутствовал с начала до конца. Энрике Пас, секретарь суда".

ПРИМЕЧАНИЯ Х. ЛЬОРЕНТЕ :

"Для того, чтобы хорошо понять прочитанное, полезно знать, что инструмент, обозначенный в документе кастильским словом escalera (переведенный как "кобыла") есть деревянное сооружение, изобретенное для пытки обвиняемых. Оно имеет форму водосточной трубы, годной для того, чтобы положить на нее человеческое тело; у нее нет другого основания , кроме пересекающего ее бревна, на котором тело, падающее назад, сжатое с боков, сгибается и искривляется действием механизма этого сооружения и принимает такое положение, что ноги находятся выше головы.

Отсюда проистекает усиленное и мучительное дыхание и появляются нестерпимые боли в руках и ногах, где давление веревок так сильно, даже до применения закрутня, что их обороты проникают в мясо до костей, так что выступает кровь. Что произойдет, когда жилистая рука станет двигать и вращать роковую плаху? Если обратить внимание на способ, каким люди, перевозящие товары на спине мула или на тележках, при помощи палки затягивают веревки для удержания и безопасности тюков и узлов, то легко представить себе те мучения, какие эта часть пытки вызвала у несчастного Хуана де Саласа.
Введение жидкости не менее спобно убить того, кого инквизиторы подвергают пытки, и это случалось не раз. (Если быть точными, то за 345 лет существования испанской инквизиции под пыткой умерли менее 2000 человек). На самом деле, рот находится тогда в положении наименее благоприятном, какое только можно вообразить, для дыхания, так что спустя небольшое количество часов можно потерять жизнь.
В рот вводят до глубины горла тонкую смоченную тряпку, на которую вода из глиняного сосуда падает так медленно , что требуется не менее часа , чтобы влить по каплям поллитра , хотя вода выходит из сосуда беспрерывно. В этом положении осужденный не имеет промежутка для дыхания , так как смоченная тряпка препятствует этому. Каждое мгновение он делает усилие, чтобы проглотить воду, надеясь дать доступ струе воздуха, но вода все время проходит через ноздри. Понятно , сколько эта новая комбинация доставляет трудностей для самой важной жизненной функции. Поэтому часто бывает, что по окончании пытки извлекают из глубины горла тряпку, пропитанную кровью от разрыва сосудов в легких или в соседних органах."

("Исполнительный протокол ..." Х. Льоренте поместил в своей книге для того , чтобы продемонстрировать произвол инквизиции , поскольку лиценциат Морис , единолично отдавший приказание пытать Хуана де Саласа , своими действиями грубо нарушил закон . Постановление о применении пытки всегда выносилось коллективно , всеми членами инквизиционного трибунала и обязательно с санкции местного епископа. Факты самоуправства должностных лиц и превышения ими свих полномочий можно найти во всех странах; для обуздания чиновничьего беспредела должна существовать эффективная процедура в рамках закона . В средневековой Испании такие процедуры существовали и они были вполне действенны. Как бы там ни было, следует признать, что инквизиция вовсе не являлась бандой мракобесов и стяжателей, как учили нас воинствующие безбожники ; скорее это был мощный, хорошо задуманный и четко работавший , инструмент защиты общественного спокойствия в непростую эпоху распада классических монархий. Там, где инквизиция оказалась не на высоте своего гражданственного служения - во Франции и Германии - это привело к тяжелым войнам на конфессиональной основе и колоссальным человеческим жертвам .)
 
Источник:
сайт "Загадочные преступления прошлого"

Сайт "Агиограф" - проект историко - искусствоведческого портала "Монсальват"

© Idea & design by Galina Rossi

created at October 2003