На Главную


ТРУДЫ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ:
Летописец о Ростовских архиереях

Просветися святым крещением великий князь Владимир в Херсоне, в лето бытия мiра 6496-е, а от воплощения Христова 988-е.

Киев и вся Российская земля крестися в лето от мiробытия 6497-е, а от Христа 989-е.

1. Феодор первый бысть епископ Ростову, от грек пришедый, и крестив многия люди, созда церковь прекрасну во имя Святыя Богородицы от древес дубовых. Не возмог же ростовцев в совершенное привести Богопознание и благоверие христианское, досады же и гонения от них не стерпев, бежа во греки паки (Синопсис же пишет - первый епископ граду Ростову бе Фома, пришедший с князем великим Владимиром во град Владимирь в лето 6504.

2. Иларион грек, из Цареграда пришед и на престоле пожив, людскаго же гнева и досажденiя терпети не возмог, во свою греческую землю отиде.

3. Леонтий святый, такожде от грек, из Цареграда пришел, Цареграда родом; прислан от Фотия патрiарха в лето 6499, ноября 29, изгнан бысть ростовцами от престола, обаче, не оставляя своей паствы, малу церковь устрои близ себе и кутiею дети кормя, учаше я святыя веры, чесо ради и на убiенiе его ростовцы устремились бяху, но силою Божiею возбранены, познаша истинный спасенiя путь и крестишася от св. Леонтiя; утвердивь же Леонтий святые учением и чудотворением в Ростове веру Христову, преставися ко Господу, и погребоша честно тело его в соборной церкви, еже по многих летех обретено бысть нетленно. О сем святителе Леонтiи обретается свидететельство в патерице печерском, на листе 254-м, в посланiи преподобнаго Симеона, епископа владимирскаго, к блаженному Поликарпу печерскому, писанное сице: "Леонтий, епископ ростовский, великiй в святителех, от неверных много пострадав, мученическую кончину сподобися прияти и нетленiем от Бога прославлен есть". Память его маiя 23 день почитается.

4. Исаiя епископ, память его мая 15-го, кiевлянин родом, постриженик святыя обители печерскiя, во дни преподобнаго Феодосия, бысть же первее игумен монастыря святаго великомученика Димитрiя, иже в Киеве на Клове; таже, по преставленiи святаго Леонтiя, епископа ростовскаго, бысть избран епископом Ростову и освящен от Iоанна, митрополита Кiевскаго, в лето от Адама 6585, а от Христа 1077. Пришед же на престол, утверждаше новопросвещенныя люди и обходя грады и веси, яже в Ростовстей и Суждальстей области, сокрушаше идолы, и крещаше прiемлющия святую веру. Егда же приспе освященiе церкви Печерския, восхищен бысть ангелом из Ростова в Киев и, по освящении, возвратися в Ростов. Преставися же ко Господу в лето (яко же в пролозе и в святцах пишется) 6597-е (1089). А достовернее сице, яко же патерик печерский пишет: церковь бо Печерская освящена бысть в лето 6597 (1089), августа в 14 день, кончащуся тому году, в септемрии же, по древнему обычаю, начат числиться год 6598-й, и в той год мая в 15-й день святый Исаия преставися, от Христа в лето 1090.

От лета 6598, по святом Исаии, неведомо кто был епископ долгое время.

5. Ефрем I. В синодце церковном и в летописце пред Нестором положен.

6. Нестор, епископ Ростову и Суждалю, бысть о лете 6664-м, от рождества Христова 1156.

7. Леон. О нем же повествуется, яко живу бывшу Нестору поставися в епископа Ростову, и при сем град Ростов погоре мало не весь, и соборная церковь предивная Успенiя Пресвятыя Богородицы сгоре, яже бе от древа дубоваго прекрасно создана первым епископом ростовским Феодором, прежде святаго Леонтiя и прежде Илариона бывшим. Бе же пожар той в лето 6668-е, а от рождества в 1160-е. А понеже Леон оный бе зол, лаком зело и сребролюбив, и обнажил бяше церкви, и грабяше попы, того ради изгнан бысть от престола в лето 6670, от рождества 1162. По времени же некоем паки прiят в Суждаль (но не в Ростов). Той Леон не велел мяса ясти на рождество Христово и на Богоявление Господне, аще прилучится в среду и в пяток, и ходил в Царьград, и препрен бысть тамо Адрианом, епископом Болгарским, при царе греческом Мануиле.

8. Нестор паки, неведомо той ли или другий того имене. При сем уставлено праздновати Всемилостивому Спасу августа в 1-й день, в лето 6672-е, от рождества 1164-е. Въ то же лето 1164-е заложена бысть первая каменная церковь в Ростове, во дни князя Андрея Боголюбскаго, и обретены быша мощи святаго Леонтия и святаго Исаiи. В та времена епископ Ростовский был и Суждальским и Владимирским и Муромским. Едина была епархия.

9. Феодор II лже-епископ - псевдоепископ (его же послежде Феодорцем прозваша), при Несторе епископе настал бе. Насильник и хищник той похитил престол ростовскiя епископии сицевым образом:

Пойде первее в Царь-град со многим златом и сребром от рода бо велика бе и имеяше богатства много и глагола патриарху ложно, яко несть ныне в Киеве митрополита, и се аз, да поставиши мя в митрополита Киеву. Патрiарх же не прият словес его. И начат он прилежнее молити, глаголя, яко в Ростове епископа несть, ныне убо постави мене епископа Ростову, понеже несть ми в России от никого посвятитися, митрополиту в Киеве не обретавшуся. И поставлен бысть от патриарха в епископа Ростову, в лето 6678-е, от рождества 1170-е. И прииде в Русь на престол ростовскiя епископии, в лето 6679, а от рождества 1171. Бяше же он постриженик Киево-Печерскаго монастыря, нравом зело лют, дерзновенен и безстуден, и телом крепок, а язык имеяше чист; и бе велеречив, в мудровании злокознен, и всем бяше грозен и страшен. И глаголаху нецыи о нем, яко от демона есть сей; инии же волхва быти того нарицаху. Прiемшу же ему престол ростовскiя митрополии, великий князь Андрей Юрьевич, Боголюбский не хотяше слушати его, но глаголаше ему да идет в Кiев к митрополиту Константину, благословенiя ради; он же о том ни мало брежаше. Иногда убо и любовию понуждаше его князь идти в Киев к митрополиту, а он, якоже поставления от митрополита не восхоте, сице и благословения не требоваше, но глаголаше: не митрополит мене постави Ростову, но патриарх в Цареграде, от кого убо другаго благословения ми искати. И тако без печали седяше на престоле, не слушая добраго совета княжева, еще же и укоряше князя многими досадами и хулениями, глаголя нань нелепая, таже во граде Владимiре затвори церкви вся, и не бе пенiя во всем граде том, ни в соборней церкви пречистыя Богородицы Златоверхой, в ней же чудная икона Богородична стояше; таже и во иных градех и волостех сотвори: затвори церкви повсюду, и не бысть пения нигде же. Восхищаше же насильем имения многих, отъемля богатства, и сокровища, противляющихся же ему овыя в заточенiе посылаше, овыя же узами облагаше и в темницах затворяше и мучаше без милости, раны многия налагая и наги свещами пожигая, и иныя лютейшiя мучительства соделовая, и многия умучи до смерти, не точiю мужи, но и жены честныя. И бе грозен и страшен всем, и бояхуся его и трепетаху вси. Рыкаше бо аки лев и яко беснуемый от неприязни. Опечалишася вси людие и приидоша к великому князю во град Владимiр, плачущеся о великих бедах и напастех своих, от епископа им творимых. Князь же посла къ нему, глаголя: се вси людие скорбят и плачутся на тя; добро ти есть престати от гнева и преложитися на кротость и милость; се бо и церкви вся затворил еси, и несть в них пения, и чудотворный пресвятыя Богородицы образ заключил еси. Епископ же Феодор не точiю пременися на кротость и князю укоризненными словесы поругася, но и на Пречистую Богородицу хулу изглагола. Тогда великй князь повеле яти его и посла его, окована железы, в Киев к преосвященному митрополиту Константину. И егда от митрополита испытуем бе о содеянных своих злых делах, он гордостiю взимаяся и неподобная глаголаше: закон Божбий укори и на самого Господа Бога и на Пречистую Богородицу хулу изглагола. Митрополит же увещеваше его от Божественнаго Писания к покаянию, сказуя яко богохульницы судом Божиим и законом градским предаваемы бывают смерти; а он, о том ни мало внимая, более яряшеся и худая блядословяше. Послан убо бысть в заточение на Песий остров, и пребысть тамо все лето без покаянiя, паче же и на горшая хуления небоязненно простираяся. Митрополит убо видя его, аки Фараона, ожесточенна и непокаянна, посла к нему, глаголя сице: на Господа Бога и на Пречистую Божию Матерь и на вси святыя изглаголал еси хулы, и закон Божий укорил еси и множество человек умучил еси, множайшия же соблазнил еси. А Божий закон глаголет сице: в ню же меру мерите, возмерится и вам. Да возмерится убо и тебе по делом твоимь! И повеле на выю его камень жсрио- вый нав.язати, и воврещи въ глубины во~ныл, по словеси Господню: аще кто соблазнит единаго от сих верующих въ Мя, уне ему есть, да обяжется камень жерновый на выю его, и погрязнет в пучине морстей. И тако злый зле погибе. Сей в синодице церковнем не обретается между архиереами, злаго ради жития и кончины его, понеже не дверьми вниде, но прелазе инуде, яко тать, владычествуя яко разбойник и волк хищный, погибе же, яко богопротивник, в лето 6680, а от рождества 1172.

По Феодоре оном, зле скончавшемся, кто епископ бе Ростову до лет 6693, а от рождества 1185, не обретается. Мнится праздну быти престолу, понеже смущения настали бяху, по убиении великаго князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго. Есть же писано в летописаниих, яко митрополит Киевскiй Никифорь поставил бе Николая гречанина, но великий князь Всеволод отнюд того не восхоте: самому Богу не благоволившу, несть бо праведно восхищати кому чин святительский на мзде и без соборнаго избрания. И посла князь в Киев к митрополиту инаго прося епископа, и благоволением Божиим избран бысть Лука, игумен Спаский, иже на Берестовом в Киеве.

10. Лука. Взят бысть на епископство из Киева из монастыря Спаскаго, иже на Берестове, посвящен от митрополита Киевскаго Никифора в лето 6693, а от рождества 1185. Муж зело кроток и смирен, любезен, благ и милостив и богоугодное житие имеяй. Преставися же во Владимире, тамо и погребен бысть в соборней церкви в лето 6697-е, ноемврия в 10 день, а от рождества 1189.

11. Иоанн I. Поставлен от тогожде митрополита Никифора в лето 6698, а от рождества 1190. Сей устави праздновати память святаго Леонтия месяца маиа в 23 день. При сем епископе Иоанне падеся соборная церковь Пречистыя Богородицы в Ростове, в лето 6712, а от рождества Христова 1204. При том же паки пожар бысть велий в Ростове, в лето 6720, оть рождества 1212: сгоре церквей 15, и на епископле дворе церковь святаго Иоанна Предтечи вся до основания сгоре со всем, точию остася посреде огня икона святаго великомученика Феодора Тирона и вощаница с вином церковным, юже мняху быти прежде бывшаго епископа Леонтiя. Сей Иоанн остави престол, взем на ся святую схиму и отъиде в монастырь Космы и Дамиана в Суждале, его же сам создал бяше в лето 6721, от рождества 1213.

В то же лето великий князь Константин Всеволодович заложил церковь Пресвятыя Богородицы соборную каменную, на месте падшия.

12. Симон, из Владимiра, из Рождественскаго монастыря поставлен бысть епископом Ростову. Но князь ростовский Константин о Симоне не благоволил, и моли: да духовник его Пахомий на епископство ростовское возведется, и бысть по прошению его.

13. Пахомий, постриженик Печерскаго - Киевскаго монастыря, духовник князя ростовскаго Константина Всеволодовича, посвящен бысть епископ Ростову митрополитом Киевским Матфiем в лето 6722, от рождества 1214, ноемврiя в 10 день. От того времене разделися епископия ростовская надвое: Симон бысть Владимирский, а Пахомiй Ростовский. При епископе Пахомии князь ростовский Константин Всеволодович заложил в Ростове на своем дворе церковь каменную святых страстотерицев Бориса и Глеба, в лето 6723, от рождества 1215.

По Пахомии в синодце церковном полагаются епископы: Киприан и Митрофан, пред Кириллом. И мнится, яко тiи иных епархiй архиереи быша, по некоему же случаю зде вписашася, ибо в летописце полудестевом в лето 6724, а от рождества 1216, по Пахомии абiе Кирилл полагается, сице: преставися епископ Пахомий, а в него место поставлен Кирилл.

14. Кирилл, епископ из Суздаля, из Дмитриевского монастыря поставлен в лето 6724, а от рождества 1216. Прiят схиму в Суздале в прежнем монастыре, в лето 6737, от рождества 1229; престався в лето 6738, от рождества 1230.

15. Кирилл, вторый того имени, взят на епископство ростовское из Владимира, из Рождественскаго монастыря, посвящен от митрополита Кiевскаго Кирилла в лето 6739; а от рождества 1231. При сем бысть нашествие Батыево на Российскую землю в лето 6745, а от рождества1237. Сей потом ходил в Орду к царю Берке, и сына его от смертныя болезни молитвою здрава сотвори. Сей крести царевича Петра, иже из Орды в Ростов прiиде; преставися же Кирилл в лето 6770, а от рождества 1262.

16. Игнатий I, святый, первее архимандрит бысть, в Ростове в Богоявленском монастыре, таже поставлен епископ от митрополита Киевскаго Кирилла втораго, в лето 6770, а от рождества 1262. Сей епископ Игнатiй покры оловом соборную церковь Ростовскую и дно ея красным мрамором помостил в лето 6788, а от рождества 1280. Того же года запрещен бысть от священнодействия Кириллом, митрополитом Киевским, вины ради сицевыя; Князю ростовскому Глебу Васильковичу умершу и в соборней церкви Ростовской погребену бывшу, минувшим десяти неделям погребения того, изрину тело из церкви безчестно в полунощи, и повеле нести в монастырь Святаго Спаса, иже бе княгинин, закопати его просто в земли. Митрополит же в то время проходи грады Российския и исправляя духовныя управления, пришед в землю Суздальскую и уведав о том, еже сотвори епископ ростовский Игнатий, отлучи его от святыя службы, яко не богоугодное дело сотворша, и бе в запрещенiи епископ Игнатий некое время, дондеже не умоли о нем митрополита князь Дмитрий Борисович, и прости его митрополит, глаголя: Не возносися и не мни себе безгрешна быти и не толь много буди запрещая и отлучая, елико освобождая и прощая; ибо и мы нашим грехом прощенiе обретаем в прощении братий наших, и милост Господня в милости ближняго сокровена суть. Буди убо каяся до кончины твоея за дерзнутое дело твое, понеже прежде суда Божия осудил еси уже умершаго, его же прежде жива бывша стыдился еси и дары от него принимал еси, и ял и пил еси с ним, и веселился, и егда бе мощно исправити его, не исправил еси, то ныне ли хощеши исправити по смерти жестоко отлучая? Аще хощеши помощь ему сотворити, сотвори убо к Богу теплыя молитвы, и божественных жертв Его безкровных о душе приношение и молитвами Бога о нем упроси. Сице митрополит Кирилл епископа Игнатия отечески наказав, прости и благослови его. И поживе Игнатий протчая лега живота своего богоугодно и преставися ко Господу, по прологову известию, в лето 6796, а от рождества 1288, мая в 28 день; пас церковь Божию 26 лет.
Память Игнатiя маiа в 28 день.

В синодице между сими Иаков некий полагается, иже не бе тогда, но послежде бысть Иаков святый, последнiй епископ; по нем же архиепископы насташа.

17. Тарасий епископ поставлен от митрополита Киевскаго Максима в лето 6797, а от рождества 1289.

18. Симеон переведен бысть из Владимiрской епископии в Ростов, в лето 6807, а от рождества 1299; а во Владимiре седе митрополит киевский Максим. из Киева пришед, понеже не можаше терпети частых бывших на Киев агарянских нахождений, преселися убо во Владимир. В тожде время преставися преподобый Феодор, князь Ярославский, иже почивает в Спаском монастыре с чады.

19. Прохор, из Ярославскаго Спасова монастыря архимандрит, взят на епископство ростовское; посвящен от святого Петра митрополита в лето 6819-е, а от рождества 1311. Преставися в лето 6835-е, а от рождества 1327-е. В лето 6822-е, а от рождества 1314-е, бысть явление чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы на Толге, при реке Волге, под Ярославлем, о коем явлении пишется епископ бысть Трифон, но той Трифон не обретается на сем месте в лета оная ни в синодице, ни в летописце; паче же в летописце полудестевом в лето 6836, а от рождества 1328-е, пишется сице: преставися епископ Прохор ростовский месяца сентемврiя в 7 день, и поставиша Антония.

20. Антоний, поставлен от митрополита Феогноста в лето 6836-е, от рождества 1328-е.

21. Гавриил, поставлен от митрополита Феогноста в лето 6844-е, а от рождества 1336-е.

22. Иоанн II. Из архимандрита монастыря Святаго Спаса, иже в Москве близ двора княжева, взят на епископство ростовское и посвящен Феогностом митрополитом в лето 6854, а от рождества 1346-е.

23. Игнатий II поставлен от святаго Алексiя митрополита в лето 6864-е, от рождества 1356-е.

24. Петр. От тогожде святаго Алексiя митрополита поставлен бысть епископ Ростову, в кое же лето - несть известiя. В синодице церковном по Петре полагается Парфенiй, но мнится, яко той же есть и Петрь, ибо в книзе степенной, в II степени, в главе 7-й, три рядом воспоминаются епископы ростовскии, их же святый Алексий ставил: Игнатий, Петр, Арсений, а Парфений по Петре не воспомянен, но абiе Арсенiй положен. Обычно есть во святой схиме пременяемым быти именам, и можаше быти то, яко Петр преименовася в Парфения в восприятии святыя схимы.

25. Арсений I. Такожде от святаго Алексiя хиротонисан бысть епископ Ростову. При сем епископе пострижеся в Ростове святый Стефан, учитель Пермский: в монастыре святаго Григория Богослова и во иеродиакона поставлен.

26. Матфий гречанин, преставися в лето 6893-е, а от рождества 1385-е.

В синодице церковном по Матфие не положен святый Иаков, но абие Феодор.

27. Иаков святый, по Матфии бе, изгнан же бысть ростовцами от престола, живяше особо при городе. Не восхоте возвратитися на престол, аще и много молиша его изгнавшии его. И бысть иный архиерей Ростову, а он безмолвно до кончины лет своих поживе и преставися в лето 6900, от рождества 1392. Память его ноября 28 дня.

В сем 6900-м лете, от рождества 1392, нецыи написали истещи миру от иконы Пресвятыя Богородицы Толгскiя месяца септемврия в 16 день.

АРХIЕПИСКОПЫ РОСТОВСКIЕ.

28. Феодор III, племянник чудотворца Сергия, архимандрит Симоновский, с митрополитом Киприаном был в Цареграде, поставлен бысть тамо первый архiепископ Ростову. И прииде оттуда в Русь в лето 6898-е, от рождества 1390-е, и прiят престол, живу еще бывшу Иакову святому в состаренiи. Преставися же архиепископ Феодор в лето 6903-е, от рождества 1394-е, ноемвриа в 28 день.

29. Арсенiй II, поставлен от митрополита Кипрiана в лето 6903-е, а от рождества 1395-е.

30. Григорiй, поставлен от митрополита Кипрiана на Москве в лето 6904-е, а от рождества 1396-е. Сей благословил на игуменство Дiонисiа Глушицкаго, егоже память iюня в 1 день почитается. При сем архiепиcкопе Григории бысть пожар в Ростове велiй, в лето 6916-е, а от рождества 1408-е, месяца, июния в 21 день, и соборная церковь погоре со всем укрошенiем, и иконы и книги многiя старинныя, и сосуды златые и серебряные и каменные драгоценные, и священныя облаченiя, и жемчуги; и каменiе от пожара того распадошася и верх церковный провалися; и ины многи церквы погореша, и двор княжiй, и боярские дворы и людские, и ряды со всеми товары. Бе тогда сушь велiя и буря зельная, и вихорь велик зело, и людей более тысящи сгоре. В лето же 6919-е, а от рождества 1410, Григорiй архиепископ церковь соборную обновив, освяти октоврiа в 1 день.

Сей же Григорий архиепископ ростовскiй созда церковь каменную Благовещения Пресвятыя Богородицы на Дорогомилове в лето 6920-е, а от рождества 1412-е. Преставися же в лето 6924-е, а от рождества 1416-е, мая в 3 день.

31. Дiонисiй, поставлен от Фотiа митроиолита в лето 6926-е, от рождества 1418-е. Сей благословил преподобнаго Александра Кушскаго на игуменство, его же память июнiа 9-го почитается. Преставися же Дiонисiй в лето 6933-е, а от рождества 1424-е, октоврiа в 18-й день.

32. Ефрем II, поставлен от митрополита Фотиа в лето 6933-е, а от рождества 1425-е, апреля в 13 день, а преставися в лето 6962-е, от рождества 1454-е, марта в 29 день.

33. Феодосiй, архимандрит Чудова монастыря, поставлен архиепископом от сватаго Ионы митрополита в лето 6962-е, от рождества 1454-е, июня в 23 день. Сей архиепископ Феодосий, прилучившуся навечерiю Богоявленiя Господня в день недельный, в лето 6963-е, от рождества 1455-е, разрешил ясти мирским людям мяса, а иноком сыр и яица и рыбу, за что от преосвященнаго митрополита Ионы и от прочих архиереев соборне истязан быв, покаяся и прият от них прощение. Потом, святому митрополиту Ионе ко Господу отшедшу, преведен бысть ростовскiй архиепископ Феодосий на митрополию Московскую, в лето 6969-е, а от рождества 1461-е, маiя в 9 день. Сей первый поставлен на митрополию был Московскую своими архиереи не ходя в Царьград. Уже бо взят Константинополь турками в лето 6961-е, а от рождества 1453-е, маiя в 29 день.

34. Трифон, из архимандрита Новоспаскаго поставлен в лето 6970-е а от рождества 1462-е, мая в 13 день. При сем архиепископе прослави Бог в Ярославле мощи преподобного Феодора, князя Ярославскаго, почивающаго в едином ковчезе с чады своими Давидом и Константином. Бысть же то прославление в лето 6971-е, от рождества 146З-е, марта в 5 день, в субботу вторыя недели великаго поста, при архимандрите Христофоре. Сей же Трифон архиепископ бысть на поставлении Филиппа митрополита в Москве, в лето 6973-е, а от рождества 1465-е. Той же Трифон посылал есть протопопа ростовскаго Константина в Ярославль известитися о чудесех преподобнаго Феодора, не емляше бо веры о нем, и наказан бысть протопоп за дерзновение Божиим посещением, якоже о том в чудесех святаго Феодора пишется. Чесого убоявся, архиепископ Трифон остави престол свой в лето 6975-е, от рождества 1467-е, и прiиде в Ярославль в монастырь Спаский, и, пожив в нем, скончася, и погребен был за олтарем, идеже над ним гробница его зрится и по ныне.

35. Вассиан I из архимандрита Новоспаскаго, иже на Москве, поставлен архiепископом Ростову в лето 9676-е, от рождества 1467, декемврия в 13 день, Филиппом митрополитом, не тем, иже во изгнании пострада и святые его мощи в Москву честно принесошася, но иным, иже бе прежде. Сей Вассиан бяше ученик преподобнаго Пафнутия Боровскаго, а послежде написатель жития его. Память Пафнутия маия 1-го дня. Сему Вассиану пря бысть с Геронтием митрополитом, по Филиппе наставшем, о монастыре Кириловском, иже на Беле-езере, понеже той монастырь святитель Геронтiй начал бе отнимати от ростовския епархии, научаемый князем Михаилом Андреевичем. Чернцы бо Кирилова монастыря, в лето 6985-е, от рождества 1477-е, превознесшеся своим высокоумием суетным и богатством, не восхотеша под властию ростовскаго архиепископа быти и молиша о том князя Михаила. Князь глагола митрополиту. Послушав убо митрополит князя того, даде свою грамоту князю и монастырю, чтобы ростовскому архиепискому не вступатися в монастырь Кирилов. Архиепископ Вассиан нача бити челом митрополиту; митрополит же не послуша. Архиепископ убо бил челом великому князю Иоанну Васильевичу и прошаше суда по правилом на митрополита. Великий же князь посла к митрополиту, да не обижает архиепископа; но митрополит не послуша великаго князя. Тогда великий князь, пославь взят грамоту митрополичу у князя Михаила Андреевича, и созва вся епископы и архимандриты, повеле быти в Москве собору на митрополита, по правилом, от насилiя чуждыя епархии. Митрополит же соборнаго суда убояся, начат молити великаго князя, да будет миротворец между ими. И умири велиий князь митрополита со архиепископом ростовским и грамоту митрополичью издра, а Кирилову монастырю повеле быти по старине под властию ростовскаго архiепископа. Бысть же то смущенiе от игумена Кириловскаго монастыря Нифонта, новоначальнаго во иночестве, и от прочих новоначальных чернецов и от прихожих безчинников; а старии монахи, постриженники тоя святыя обители, вси тогда со слезами молиша Бога и Пречистую Богородицу и великих чудотворцев: Леонтия, епископа ростовскаго, и Кирилла, игумена своего белозерскаго, чтобы им жити в повиновенiи у своего святителя, ростовскаго архиепископа, как жил сам Кирилл, игумен их.

При сем архиепископе Вассiане преставися святый Исидор юродивый в Ростове в лето 6982-е, а от рождества 1474-е. Скончася же Вассиан архиепископ в лето 6989-е, а от рождества 1481-е, марта в 23 день.

36. Иоасаф I, бывый князь Оболенскiй, по кончине Вассианове, из Ферапонтова монастыря взят, поставлен бысть архиепископ Ростову от митрополита Геронтия в то же лето 6989-е, от рождества 1481-е.
При сем Касиан Углицкий пострижен бысть.

37. Тихон поставлен от митрополита Зосимы в лето 6988-е, от рождества 1490-е. Бысть же повелением великого князя Иоанна Васильевича, при том же преосвященном митронолитн Зосиме, собор в Москве в лето 6999-е, от рождества 1491-е, на новогородского протопопа Гаврiила и на прочия с ним еретики. На томь соборе воспоминается по митрополите в первых архиепископ Тихон Ростовский. Сей святитель потом изнемог телом, остави престол и сниде в монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба, иже на реце Устье, в лето 7011-е, отъ рождества 1503-е, и скончася тамо в то же лето. Обретены быша мощи ярославских чудотворцев Василiя и Константина в лето 7009-е, от рождества 1501-е.

38. Вассиан II, архимандрит симоновский, поставлен бысть архiепископ Ростову Симоном митрополитом в лето 7014-е, от рождества 1506-е. Сей Вассиан бе потом на поставленiи Варлаама митрополита всея России в лето 7019-е, от рождества 1511-е. Преставися же Вассиан на Дрогомилове, и положиша его в Ростове.

39. Иоанн III архимандрит симоновский, во архиепископы поставлен от митрополита Варлаама в лето 7028-е, от рождества 1520-е, месяца февруария в 9 день.

40. Кирилл III, из Суждаля, из Спаскаго монастыря архимандрит, поставлен архiепископ Ростову от митрополита Даниила в лето 7034-е; от рождества 1526-е, марта в 4 день.

41. Досифей I, бывый на поставлении Макарiя митрополита московскаго, преставися в лето 7050-е, от рождества 1542-е, марта в 19 день.

42. Алексий, бывый игумен Троицкаго-Сергиева монастыря, поставлен архиепископ Ростову от митрополита Макарiя в лето 7051-е от рождества 1543-е, февраля в 17 день.

43. Никандр, тогожде Троицкаго-Сериева монастыря игумен, Ростову поставлен архиепископ тем же митрополитом Макарием в лето 7057-е, от рождества 1549-е.

44. Корнилий, архiепископ ростовский, воспоминается в соборе, на Москве бывшем, на нем же святители царю и великому князю Иоанну Васильевичу четвертый брак разрешиша в лето 7080-е, от рождества, 1572-е.

В синодице, по Корнилiи, положены архiепископы: Иона, Аврамiй, Евфимий, Давид. От тех Иона, мнится, быти той, иже почивает вне церкви одесную олтаря, противу гроба Леонтiя святаго, о коем Ионе сказуется, яко поставлен бысть во архиепископы Ростову в Москве, иже и скончася тамо, не дошед до своего престола; умирая же, повеле везти тело свое в Ростов и погребсти не внутрь церкви, но вне.

45. Иов, епископ коломенскiй, преведен на архиепископию ростовскую митрополитом Дионисием, в лето 7094-е, от рождества 1586. Той же Иов преведен из Ростова на митрополiю московскую в лето, 7095-е, от рождества 1587-е, декемврия в 11 день. Он же учинен первый патриарх в Москве в лето 7097-е, от рождества 1589-е, генваря в 26 день.

МИТРОПОЛИТЫ РОСТОВСКIЕ.

46. Варлаам I, преведену бывшу Иову из Ростова на митрополию московскую, поставлен бысть от него архиепископ Ростову в то же 7097-е лето, а от рождества 1589-е. Егда же Иов поставлен бысть патриарх, тогда Варлаам от него поставися первый митрополит Ростову в лето 7097-е, а от рождества 1589-е.

47. Иона II по Варлааме бысть митрополит Ростову. Той в царство Бориса Годунова, на Москве, у святейшаго патриарха Иова видев живуща диакона потаеннаго вора - Гришку Отрепьева, из Чудова монастыря в дом патрiаршеский взята, пророчески о нем святейшему патриарху возвести, яко сей чернец дiаволу сосуд будет. Патрiарх же тому не внимаше. Преосвященный же сей митрополит ростовский Иона, по малем времени, и самому царю Борису сказа, яко чернец той самому сатане сосуд есть. Како же сего святителя пророчество сбыся, пишется о том довольно, месяца иуния в 3-й день, во истории о убiенiи святаго страстотерпца, благовернаго царевича Дмитрiя, в Угличе закланнаго.

48. Кирилл IV по Ионе митрополит Ростову бе. Во дни царства Разстригина оставив же престол, сниде в монастырь Святыя Троицы Сергиев.

49. Филарет I, бывый в мiрском житiи Феодор Никитич, честию болярин и отец воцарившагося послежде благовернаго царя и великого князя Михаила Феодоровича, всея Россiи самодержца. Того Феодора Никитича болярина враждебник его царь Борис Годунов заточил бяше в поморския страны в монастырь преподобнаго Антония Сийскаго, и во иночество нуждею постриже преименовав из Феодора в Филарета. Свобожден бысть от заточения в Разстригино царство, таже на престол ростовския митрополии возведеся. При сем бысть переяславцев нахождение с людьми литовскими на град Ростов и велие от тех Ростову разорение и златыя раки Леонтия раздробление и разграбление.

Нашествие же переславцев на град Ростов сице бысть: по убiении Разстриги воцарившуся благоверному князю Василию Иоанновичу, прозванием Шуйскому, в лето 7114, а от рождества 1606-е, не преста смятенiе в Российском царстве бывати. Мнози бо от боляр и начальнейших в государстве Московском людей отлагающеся от православнаго царя своего ко иному государю, к королю польскому, прилагахуся и наведоша на россiйскую землю многие литовские полки и творяху междоусобныя брани и раззорения градовом и опустения весей и волостей, с нещадным крове христианския излиянием. Егда же литовский гетман, зовомый Сапега, прiиде в монастырь Святыя Троицы Сергия чудотворца, тогда града Переяславля-Залескаго людие всяких чинов, забывше крестное целование, измениша своему государю благоверному царю Василiю Иоанновичу Московскому и присташа к сопротивным, и, соединившеся с литовскими людьми, поидоша ко граду Ростову, ведуще того некрепка суща. И абiе вестно бысть в Ростове, яко переславцы с литвою идут ратiю на град. И приидоша вси людие ростовстии с градоначальники к преосвященному митрополиту Филарету и молиша его, да благословит их бежати во град Ярославль. Он же увещаваше и утверждаше их стояти крепко за православную христианскую веру, и за царя своего, ему же и крест целоваша, и глагола к ним: аще и одолены от супостат наших и избиени будем, то венцы мученические от Бога приимем. Людие же молиша, его, да и сам с ними в Ярославль пойдет; а святитель Божiй, яко адамант твердый стояв непоколебим, с мужественным великодушiем отвещав рече им: аще ми будет и мноия муки претерпети, дому пречистыя Богородицы и святых ростовских чудотворцев не оставлю. То слышавше от него, людие овыи бежали в Ярославль, а друзии, яко овцы при пастыре своем, при архиерее божии осташася. Уведав же святитель приближающиися супостаты, поиде в соборную пречистыя Богороицы церковь и облечеся во святительские одеянiя, к нему же и людие мнози стекошася в церковь: готовися же святитель яко агнець на заклание, причастися святых пречистых и животворпщих таинств тела и крове Христовы, такоже и овцы словесныя добрый пастырь тою безсмертною пищею напита; повеле бо протопопу и иереом вся сущiя в церкви людие исповедати и причастити божественных таин, и возложися на Бога, глагодя: се аз и дети мои, яже ми дал еси, Боже! И тако ждаше последняго часа. Тем временем прiидоша переяславцы и литва во град, и начаша избивати люди, елицех обретоша во граде не убежавших в Ярославль, такоже приидоша к церкви. Митрополит же повеле утвердити двери, и начаша тии к ним приступати,и биюще сокрушаху двери и добывати церковь. Митрополит же, к дверем пришед, начат говорити к переяславцем, увещевал от божественнаго писания, чтоб помнили свою православную христiанскую веру и от литовских бы людей отстали и чтоб обратились к своему государю, ему же крест целоваша; а переяславцы, яко волцы, возопиша велиим гласом и начаше жесточае в двери бити, и выбивше двери, начаша сещи людей, и изсекоша множество неповиннаго народа, а митрополита с места его жива взяша и святительская одеяния содраша с него и одеяша его в худая одеяния, и даши за пристава. Раку же чудотворца Леонтiя златую снемше, разсекоша на части и по жребиям разделиша себе, и всю казну церковную и архиерейскую и градскую разграбиша, и вси церкви и весь град раззориша и опустошиша, а митрополита отослаша в село глаголемое Тушино, еже близ Москвы, в коем Тушине тогда вор, иже звашеся ложно царевичем Димитрием, со изменники бяше. Сапега же из-под Троицы посла в Ростов воеводу Матвея Плещеева с литовскими людьми; и стоя Матвей в Ростове, многия пакости градом и уездам творяше. Егда же при помощи Божией промыслом князя Михайла Васильевича Скопина с прочими воеводы царствующий град Москва начат очищатися от сопротивных, тогда литовскiи людие отшедше от Москвы, сташа воИосифове монастыре и плененнаго митрополита ростовскаго Филарета с собою имуще; князь же Михаил Васильевич посла за ними воеводу Гритория Валуева с людьми ратными; ему же, ко Иосифову монастырю прыближающуся, литовскии людие поидоша бежаще во свою страну и пленника митрополита с собою ведуще; московскии же ратнии люде достигше их на дороге, поразиша зело и митрополита Филарета Никитича отполониша. По сем в лето 7118-е, а от рождества 1610-е, неутихшим мятежам и несогласиям сведен бысть от царства царь Василий Иоаннович, прозываемый Шуйский, и в руце сопротивных вдан, и начаша изменники избирати на царство Московское польскаго королевича Владислава и молиша святейшаго патриарха Гермогена, да послет к королю с ними от духовнаго чина просити сына его на царство. Тогда патриарх собором избра мужа свята и честна, ростовскаго митрополита Филарета Никитича, и с ним прочих от Духовнаго чина мужей нарочитых. И удержан бысть тамо сей преосвященный митрополит немалое время, аки в пленении, блюдомый под стражею, аки узник, дондеже избран бысть на царство сын его благоверный благочестивый Михаил Феодорович. А между тем временем царствующий град Москва польскими и литовскими людьми взят бысть, и обладаша им два лета и месяцев шесть, и Гермогена патриарха в темном месте затворивше, гладом умориша.

В то смутное время в граде Ярославле в начальных людех и в духовных и во всяких чинах бысть смута велика и несогласие, и не бе к кому прибегнути и полезнаго совета искати; послаша убо в Троицкой-Сергиевской монастырь к бывшему прежде митрополиту ростовскому Кириллу и молиша его, дабы возвратился на престол свой.

Кирилл паки прият престол ростовскiя митрополии, не хотя бо презрети прилежнаго и слезнаго моления людей, изыде из келии своея и прииде в град Ростов, скуден сущ по раззоренiи, и прослезися о нем; таже иде в Ярославль и утеши люди божия пришествием своим и укрепляше я, и бываемыя между ими свары разсуждая, умиряше их. И пребысть на митрополiи до избрания на царство благовернаго сына Филаретова Михаила Феодоровича, его же срете с крестом грядуща с Костромы, подобающую ему честь воздая, яко новоизбранному царю. Сему Кириллу митрополиту даде государь поновленiе крепостей на вотчины митрополичьи.

50. Варлаам II, по Кирилле наста, иже бе на венчании царя Михаила Феодоровича, всея Россiи самодержца, в лето 7121-е, от рождества 1613-е.

51. Иона III, ростовского богоявленского Аврамiева монастыря архимандрит, по отечеству Сысоевич, посвящен в митрополиты Ростову Никоном святейшим патрiархом московским и всея Россiи в лето 7160-е, от рождества 1652-е, и пребысть на престоле 39 лет. Той митрополит в бытность свою построил дом архиерейский и оградил оградою каменною, по городовому устроению с башнями, с бойницами и с зубцами, двои ворота проезжiя, третии к соборной церкви; на тех вратах церковь Воскресенiя Христова, каменная, дивнымь устроенiем с папертьми, и в ней и в папертях стенным письмом подписаны; на других вратах к конюшенному двору церковь святаго Иоанна Богослова каменная же с папертьми иным образцом, и в ней и в папертях стенным письмом подписаны. На сенях близ архiерейских келей церковь Всемилостиваго Спаса каменная же, над хлебнею особным дивным образцом и стенным письмом подписана, а построена та церковь Спасская после пожару на месте погоревшия деревянныя церкви, которую он же построил предивным образцом: таковым, какова ныне построена есть деревянная, за езером, в селе Шестакове. Оным же митрополитом Ионою, подле архiерейскаго двора в другой, каменной же ограде, на углу, что называется Богословский монастырь, построена церковь каменная же на кладовых полатах, во имя святаго Григория Богослова; в томь же монастыре три палаты жилых небольшия; у тех четырех церквей у всех колокольни каменныя; на них колоколов весом общим во всех у Святаго Спаса, что на сенях, весу во всех колоколах триста пуд; у Воскресения во всех колоколах весу полтораста пуд; у святаго Иоанна Богослова во всех колоколах весу двести пуд, у Григория Богослова во всех колоколах весу сто пуд. При соборной церкви колокольню построил каменную великую; при своей же бытности слил колокола: первый две тысячи пуд, другой в тысячу пуд, третий в пятьсот пуд, и прочих мелких десять колокол. Соборная церковь подписана стенным писмом; архиерейския палаты: крестовая с келиями архиерейскими; столовая великая со отдаточною; палаты для пришествия государскаго; на жилых палатах другая столовая великая же, подписана стенным письмом, при ней же и отдаточная под столовою; первая хлебня и кладовыя палаты и ризница надь Спасскою церковiю. В ризницу при своей же бытности всяких украшений построил: седмь митр архиерейских и в том числе три золотых с драгим камением и жемчугом, а четыре серебряных с драгимь же камением и жемчугом; шестнадцать панагий и в том числе пять золотых с камением драгим и жемчугом, да одиннадцать серебряных позолоченых с камением же и жемчуги; одиннадцать омофоров, в том числе четыре низаны жемчугом; сорок саккосов, в том числе седмь низанных жемчугом с камением драгим; седмь палиц, в том числе три низаны жемчугом; осмь епитрахилей, шитых золотом; пятнадцать подризников золотых и камчатных. Три креста: два золотых с камением драгим и с жемчуги, третий серебряный с камением драгим и с жемчуги. Да в Ростове же в монастыре у св. Иакова построил церковь каменную предивную и стенным письмом подписал; да в Белогостицком монастыре построил церковь каменную же на кладовых палатах, во имя святаго великомученика Георгия, и все прочия церкви оный же архиерей строил. В Угличе церков каменная же с трапезою и колокольнею в монастыре Воскресенском. В Ярославле в доме архиерейском церковь каменная, во имя святаго Леонтия, и стенным письмом подписанная; палаты каменныя архiерейския изрядныя с верхними и нижними жильями. Сему же преосвященному Ионе грамотою Иоакима патриарха московскаго всея Русии повелено священный саккос носити и белый клобучец подобен греческому по чину греческия церкви.

52. Иоасаф II Лазаревич, бывый архимандрит чудовскiй, поставлен митрополит Ростову от Адриана патриарха в лето 7199-е, а от рождества 1691-е, июлiя в 5 день, и пребысть на престоле десять лет, четыре месяца и пять дней.
А в бытность свою построил в соборной церкви иконостас резной золоченой, евангелие большое на александрийской бумаге, дска верхняя золотая с камением, сосуды золотые весом 14-ть фунтов; на царских вратах оклад чеканной серебряной вызолочен, весу в нем пуд с четвертью; образ пресвятыя Богородицы Владимирския, оклад личной серебряной, местами вызолочен, весу в нем полтора пуда; образ Успения пресвятыя Богородицы, оклад серебряной чеканной вызолочен; венцы серебряные гладкiе золоченые, в том числе три венца золотые с каменiем, весу полпуда; лампады серебряныя, местами золочены, числом шесть лампад, а весу в них пуд 15 фунтов; митра золотая с алмазами и с драгим камением, по цене в тысячу рублев, две панагии золотыя по цене пятьсот рублев; седмь омофоров, в том числе три жемчугом обнизаны; палица аксамитная, жемчугом обнизана; саккосов семь золотых, в том числе два жемчугом обнизаны; четыре епитрахили золотыя; пятеры поручни золотыя, в том числе бархатныя одни жемчугом обнизаны; поясь -- тесьма золотая, плащи серебряные золоченые с чернью; три подризника камчатные золотые. В соборной церкви пробито девять окон больших, и подписаны круг столпов иконы; иконостас резной золоченой; место архиерейское каменное золоченое, покрыто бархатом; около соборныя церкви ограда каменная и святыя врата; в соборную церковь его архиерейскаго вкладу: крест благословящий, с мощьми, серебряной золоченой; кадило серебряное золоченое; да пред образом Успения пресвятыя Богородицы лампада серебряная, золоченая, весом 10-ть фунтов; паникадило медное весом 9 пуд. Да в доме его архiерейском построил церковь каменную на палатах, теплую, во имя пресвятыя Богородицы Одигитрии; в ней иконостас резной золоченый, вельми изряден; на святой престоль бархат золотой положил свой келейной. Построил погребы каменные, на них кельи деревянныя; часобитню, что часы бьет, построил каменную; конюшенной двор каменной на проезжей улице; богадельны каменныя же. В Ростовском уезде, в горах, в селе Никольском, на домовом дворе построил церковь каменную во имя Преображенiя Господня на свои келейныя деньги; в Роетовском же уезде, в селе Воскресенском на домовом дворе, что словут Демьяны, построил келии и двор деревянный вельми изряден; в уезде же Ростовском, в селе Ставотине на домовом дворе построил келии и двор деревянной, да в Угличском уезде, на Дивной горе, в приписном монастыре построил церковь каменную на палатах, во имя Живоначальныя Троицы.

53. Димитрий киевлянин, из митрополии сибирской, не быв в Сибири, преведен на ростовскую митрополию в лето 7210-е, от рождества 1702-е, ианнуария в 4-й день, иже бе неделя пред просвещением между патриаршества. А на престол в Ростов прииде марта, в 1 день, иже бе неделя вторая великого поста . Сей бе списатель житий святых во всех год почитаемых и расположи дванадесять месяцев в четыре книги; совершив же четвертую книгу, окончи сице: "В лето воплощения Бога-Слова 1705, февраля месяца в 9 день, на святаго мученика Никифора, сказуемаго Победоносца, во отданiе праздника Сретенiя Господня, изрекшу святому Симеону Богоприимцу последнее свое моление: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, в день страданий Господних пятничный, в он же на кресте рече Христос: совершишася! - пред суботою поминанiя усопших и в неделю страшнаго суда, помощию Божиею и пречистыя Богоматере и всех святых молитвами, месяца августа написася. Аминь". И тако книга житий святых четвертая, в славу Божию и Божия Матере, в честь всех святых угодников Божiих, в пользу же православным христiаном, совершися во граде Ростове. Оный же Димитрий написа летописец краткий от начала миробытия до рождества Христова, собранный из различных хронографов и историографов, со нравоучениями; розыск о неправой раскольницкой брынской вере, и о учении и о делах их; проповеди в воскресные дни и на праздники господни и богородичные и святых угодниковь божиих на прочии дни. Преставися же в лето 7218-е, от рождества 1709-е, октября в 27 день, в нощи, и погребен в ростовском Зачатьевском-Яковлевском монастыре в церкви Живоначальныя Троицы, на правой стороне в угле, идеже место назнаменова сам, по приезде на престол свой. А погребал преосвященный Стефан, митрополит рязанскiй, со священным собором. Прошлом 1757 году апреля 4 дня, имянным блаженныя и вечной славы достойныя памяти государыни императрицы Елисаветы Петровны, самодержицы всеяроссийския, указом, поманутыя святителя Димитрия честныя мощи, по докладу святейшаго синода, высочайше повелено огласить за совершенныя святыя мощи, и в 21-е число сентября, коего оныя святыя мощи обретены, уставить празднование и всенощное бдение, и сочинить особливую службу, и в печатаемыя церковныя книги, в кои надлежит, оное святых мощей его обретение с приложением жития его, с прочими святыми наряду внесть.

В ГРАДЕ РОСТОВЕ.

54. Досифей II, хиротонисан из архимандритов Новоспасскаго монастыря на епископство, а митрополия пресечена бысть. Ему же дано служение в саккосе, а клобук черный, а лествицею учинен выше епископа крутицкаго или сарскаго и подонскаго, а ниже всех архiепископов, между патриаршеством, в лето 7219-е, от рождества Христова 1711-е, июня в 24-й день. В бытность свою построил в Ростове в доме своем архiерейском при крестовых палатах церковь каменную теплую, во имя Всех Святых, в которой построен иконостас золоченый гладкий, церковь и паперть стенным письмом подписал; в ростовскую соборную церковь - дщицу кипарисную в окладе серебряном позлащенном, в которую им же, архiереем Досифеем, собрано и положено 100 частиц мощей, из них же суть апостолов, святителей, преподобных, мучеников, мучениц, исповедников, Христа ради юродивых и прочих угодников Божиих, и бысть епископом в Ростове по 7226 год, а от рождества 1718; в оном же году оный Досиоей архиерейскаго сана, за некоторыя его вины, лишен и казнен смертию. А он был прежде человек дворовый, господ Лопухиных.

55. Георгий, хиротонисан в епископа между патрiаршества из архимандритов Троицы-Сергиева монастыря, а в лествице учинен ниже астраханскаго епископа. Сей роду дворянскаго Дашковых. А ставлен на Котлине острове в лето 7225, а от рождества 1717-е, во освящение церкви святаго апостола Андрея Первозванного; а ставили его: Стефан, митрополит рязанский и муромский, епископы: Феофан псковский, Иоанникий ставропольскiй, Алексий сарский, Игнатiй суздальский, Павел вологодскiй, Варлаам тверский, Ааронь корельский, Арсенiй вифаидский. А в лето 7233-е, от рождества 1725-е, определен присутствовать в святейшем правительствующем синоде членом. В 7234-м году, от рождества 1726, иулия месяца в 12 день, повелено ему писаться архиепископом, а в святейшем синоде в присутствии быть шести архiереем, в том числе ростовский архиепископ вторым. В бытность свою в Ростове архiереем построил на ростовской соборной церкви главы железныя полуженыя оловом, изрядною работою; да на той же соборной церкви по решетке кровля покрыта железом и выкрашена вохрою. Оное строение имелось с 1728 по 1731 год. Того ж 1731 года оный Георгий архиепископ, за некоторыя его вины, по лишении архiерейскаго сана, сослан в заточение в вологодский Спаской-Каменной монастырь, что на Кубенском езере. При оном преосвященном Георгии случися в доме архиерейском пожар, от котораго пожара в оном доме архиерейском имеющияся древяныя архиерейския келiи и на святых церквах главы и на всем доме кровли и башни, такоже и в соборной церкви иконостас и в том иконостасе в верхних ярусах местные образы погорели все без остатку, от котораго пожару как в кремле города, так и за городом имеющияся деревянныя церкви Божии и обывательских дворов погорело многое число и Богоявленской Аврамiев монастырь, который отстоит от дому архiерейскаго в дву верстах, от того же пожарнаго случая весь погорел же.

56. Иоаким, переведен из суздальской епископии в Ростов в лето 7239-е, от рождества 1731-е, апреля 13 дня, и тогож года июня 16 дня преименован архиепископом, и был в святейшем синоде членом с того 1731 по 1735 год, по апрель месяц. В бытность свою построил в ростовской соборной церкви (по пожаре) иконостас круг столпов, иконостась же и над гробницами Исайи и Игнатия, ростовских чудотворцев, сени и место архиерейское резное предивной работы и вызолочены красным и двойным золотом; в тех иконостасах святые образа, а именно: апостольские, отеческие, праотеческие, страстные - написаны изрядною работою; да при той соборной церкви в приделе святаго Леонтия епископа ростовскаго чудотворца построен иконостас резной и вызолочен краснымь золотом, в нем же святые образы в трех поясах: праздничной, апостольской и страстной написаны изрядною же работою. А оное иконостасное строенiе, золоченiе и икон писанiе имелось с 1731 по 1740 год. Да он же преосвященный сделал в ризницу саккос рудожелтой матерiи золотной, в средине крест вынизав жемчугом с венцами, подложен тавтою желтою; да в соборную церковь дал от себя евангелие напрестольное полуалександрийской бумаги, оболочено бархатом червчатым, в средине образ Спасителев стоящей, по углам евангелисты чеканные серебряные золоченые, на исподней доске крест четвероконечной и наугольники серебряные золоченые. В 1741 году, декембрия 5-го, в 1 час дне, оный преосвященный Иоаким архиепископ преставися в Ростове, в доме своем архiерейском, и погребен в соборной церкви, на левой стороне.

57. Арсений III митрополит переведен из митрополiи тобольской в Ростов митрополитом же в лето 1742-е, месяца мая в 31 день, и определен в синоде членом, а в тобольскую митрополию произведен из иеромонахов, бывши в Санкт-Петербурге для обучения ставленников экзаменатором; произведение было ему в Санктпетербургской Казанския пресвятыя Богородицы церкве марта 15 числа 1741 года. Ехавши в Тобольск,- в Твери бысть июня 24 дня; в Тобольск приехал декабря 18 дня 1741 года, оттуда выехал 1742 года февраля 1 дня; приехал в Москву марта 25 числа; а в Ростов приехал в декабре месяце, пред Рождеством Христовым.

В бытность ево в Ростове архiереем, обретены в Зачатиевском-Яковлевском монастыре в церкви Зачатия пресвятыя Богородицы на правой стороне опочивающаго святаго Димитрия митрополита ростовскаго чудотворца мощи в 1752-м году, сентября 21 дня, коему святителв Дмитрию в 1757 году, апреля 27 дня, по силе имяннаго ея императорскаго величества присланнаго из святейшаго правительствующаго синода указа уставлено в день обретенiя честных его мощей онаго 21 числа сентября праздновать по общей, до сочинения ему особливой службы, по минее, и молебны петь, а в 1759 году в феврале месяце по присланной из канторы святейшаго синода при указе особливо сочиненной ему святителю Дмитрiю и напечатанной в московской типографии службы, то празднество исправлять велено.

Сей преосвященный Арсений установил в 1743-м году носить образ Владимирския пресв. Богородицы из Ростова, из соборной церкви, в Ярославль 2-го июля. А того ж 1743 года, июля 3-го дня, на память убиения святых благоверных князей Василiя и Константина, в ярославской соборной церкви вынимал из раки гробы сих святых чудотворцев, еже бы мощи их обнести около города Ярославля-малаго т-е. рубленаго, и пев молебная с водоосвящением обносил.

В 1744-м году, февраля 20, в 10 часу дня, случися во граде Ярославле, в соборной церкви, грех ради наших, огненное запаление у гробов святых страстотерпцев Василия и Константина, а от чего не известно, и сгорела рака и гробы и телеса страстотерпцев, о чесом вси, как духовнаго, так и мирскаго чина людии услышавше, слез и ужаса исполнишася. Послеж сожженiя сысканы быша некоторыя малыя частицы костей страстотерпичьих и положиша их в малые ковчежцы, и "такожде над оными устроиша сень позлащенную, яже и до ныне бывает. Митрополит Арсений протопопа и прочих с ним отрешил от собора, а определил к приходским церквам, ключаря же соборнаго и вовсе отлучил от священнодействiя за оказанное несмотрение.

В 1751 году оный же Арсенiй в своей епархiи в городе Романове и Борисоглебской слободе жителям делал присяжное обещание быть согласным в вере. От раскола посылан туда отправлять ярославской соборной церкви поп Феодор Прокопиев, который был после у приходской церкви Николая чудотворца Мокраго, а потом протопопом в Романове. А в Борисоглебской слободе по архиерейским повелениям взят из церкви большой Спасов образ удивительной величины, и сломал три часовни: 1) Тихвинскую каменную на базаре, 2) Леонтия чудотворца, 3) Тихона чудотворца, и многiя обирал серебряныя и жемчужныя украшенiя на обогащение своей ростовской церкви. Он Арсений в ростовской соборной церкви у царских дверей на Спасителев образ сделал ризу серебряну местами позолочену.

В церкви Григория Богосдова, что при доме архиерейском, построил иконостас и святые образы написа все новые, в ней же стены убра алебастром и окна прибави.

Около соборной церкви, вместо старой каменной ограды, вновь каменную же ограду и святыя ворота сделал в 1754-м году; тако же и у колокольни кладовыя палатки.

На соборном монастыре, от Воскресенских ворот к соборной церкви и паперти, по сторонам мосту, низенькiя стенки с решетками железными; также и в доме монастыря от оной стенки проведе до ворот святых стену ж каменную; в доме архиерейском около саду каменныя стенки же.
Да соборную колокольню и при соборе на паперти, что от Воскресенской церкви, кровлю покры железом 1758 году.

1758 года, октября против 29-го числа, в ночи, был в Ростове пожар, от коего в доме архиерейском главы деревянныя и кровли (кроме Одигитриевской и Богословской) на церквах и архiерейские деревянные кельи и на прочих кельях кровли, на соборной колокольне главы и кровля, тако же ряды, да обывательских 65 дворов сгорело.

Сочинил же его преосвященство книгу "Пашквиль лютеранской", да символ веры о нужнейших христианских, ко спасению, таинствах. Учил же тому, чтоб в святой церкви, во время божественныя литургии, в возглашение слов сих: "святая святымь", да в явленiе святых даров: "со страхом Божиим", и паки: "всегда ныне и присно",- людем стоящим земные класть поклоны.

Сей митрополит Арсений был человек ученый, написал же многия проповеди и поучительныя слова, из коих есть и печатные, но немного.

Сделал он саккос золотой с серебряными травами, да стихарь из матерiи, присланной от великой княгини Екатерины Алексеевны 1759 года. В 1759-м году, в доме архиерейском на церкви Воскресения Христова главы железныя сделаны. В соборную церковь в алтаре на святый престоль сделан серебряный большой ковчег, ради полагания в него святых Христовых таин 1760 года, марта в 26-е число, в день святыя Пасхи. В селе Шестакове две церкви: каменная, во имя Иоанна Предтечи, другая деревянная, во имя святаго Димитрия митрополита ростовскаго чудотворца, такоже и кельи архиерейския и прочее строение сделано при нем.

1762 года, маiя 9 дня, на память пренесения мощей святаго Николая чудотворца, преосвященный Арсений митрополит ростовский из ростовской соборной церкви домом арххерейским в водяныя в ворота, что на восток, в крестном хождении ходил града Ростова в церковь Николая чудотворца, что на Подозерье, и служил святую литурпю, говорил поученiе, и отслужа паки обратно с тем же крестным ходом пошел тем же путем, и дошед до Крестовой церкви Всех Святых, взошед в нее разоблачась, пошел в свои келии.

Был же ко всем милостив, часто служил в соборной и в прочих церквах, нищихь деньгами делил по вся воскресные и праздничные дни.

Когда благоволением государыни Екатерины Алексеевны вторыя приказано от монастырей отобрать крестьян, а им монастырям давать против крестьянских оброков жалованье из казны, то преосвященный Арсений не соизволи сему, еще же и доношение писав в святейший синод, жалуясь о сем яко неправедном деле, також и самой государыне писал донесение и в оном примеры Иулиана отступника и Дунаана, жидовина и прочих мучителей церковныя имения отобравших, а 1763-го года, февраля 9 дни, в великий пост, в неделю православия, в ростовской соборной церкви учинил прокятие на раскольников и прочих еретиков, начав между еретиками проклинать и тех, которые подписались к увольнению крестьян от монастырей в казну.

Тогож 1763 года, марта 15 дня, т.е. в субботу Лазареву, в вечеру после повечерия, взят оный преосвященный Арсенiй митрополит ростовский в Москву в святейший синод нарочно присланным и имелся в московском Симонове монастыре под караулом. Апреля 3 дня, т.е. недели Фоминой в четверток, в вечеру, присланной из святейшаго синода с указом прапорщик Лев Тростов с капралом в Ростов, и взяв из соборной церкви ростовской "орегиналное ", бывшее сего 1763 года в неделю православия чиноположенiе, послали в синод при репорте.

Тогож апреля 14 дня, означенный Арсенiй митрополит ростовский по имянному указу архиерейства и священства в святейшем синоде лишен, и по лишенiи того же апреля 18 дня, то есть в пятницу недели разслабленнаго, провезли чрез Ростов, за крепким караулом, в монастырское содержанiе простым монахом архангелогородской епархiи в Николаевский Корельский монастырь.

58. Афанасий епископ, полтавец родом, пострижен в Святотроицкой-Сергиевой лавре и был в ней архимандритом, а потом произведен в тверскую епархию во епископа, а из тверской епархии переведен в ростовскую епархию 1763 года, маия 26 числа, епископом же. В бытность в Ростове ея императорскаго величества государыни императрицы Екатерины Алексеевны об оном епископе Афанасии изволила объявить синодальным членом имянной свой указ и в то же число оной епископ Афанасий представлен бысть ея императорскому величеству, а потом маия до 28 числа имелся в ростовском Яковлевском монастыре и в оное число на память святаго Игнатия епископа ростовскаго чудотворца в оной Яковлевской монастырь из ростовской церкви соборной было крестное хожденiе и оный епископ Афанасiй из святаго Яковлевскаго монастыря шел в том крестном ходу и пришед в ростовскую соборную церковь служил святую литургию и читал проповедь, у коей начало: "Мир дому сему", а июня 1-го дня, в воскресение, поехал в Москву из Ростова, а из Москвы в Ростов приехал июня 22 числа, в воскресенiе, в 6-м часу пополудни. Встречали его преосвященство из соборной церкви протопоп со крестом на паперти соборной, и пришед в собор прикладывался к образам и чудотворцам, а потом пошел в келiи архиерейскiя со звоном, а в 23-е число отслужа в ростовской соборной церкви литурию и после вечерни поехал в село Шестаково.

При оном епископе Афанасии в ростовском архiерейском доме, на дву церквах: первой Одигитрия пресвятыя Богородицы глава и кровли железныя, на второй Григорiя Богослова пять глав железныя ж сделаны.

1771 года, августа 26 дня, преосвященный Афанасiй ростовский в ростовской соборной Успения пресвятыя Богородицы церкви служил святую литургию и после литургиии молебен с водоосвящением отправлял сам со всеми монастырскими властьми и городскими всех церквей священниками, коим за молебном роздал его преосвященство засвеченные свещи, с ними все архимандриты, игумены и священники весь молебен, а животворящий Крест лежал над водою, коя была приготовлена к освященiю на двух тоненьких перекладинках, и по отпетiи молебнаго пения из соборной церкви с крестным ходом, в коем образы Святаго Спаса Нерукотвореннаго в киоте створной, да пресвятыя Богородицы Владимирския чудотворной несены были вкруг города по земляной осыпи и сам его преосвященство ходил и отправляем был о избавлении от мороваго поветрия молебен.

Сентября 4-го, в воскресный день, оный преосвященный в ростовской соборной церкви служил святую литургию и с крестным хождением ходил и на езере освящал воду сам, а с воды прошел в Борисоглебскую церковь, а крестной ход пошел по мостовой, к Богоявленскому моньстырю и по за Спасской слободе и ходил вкруг всего города, в нем несены были вышеозначенные образ Спаса Нерукотвореннаго в киоте створной священниками, и две рипиды над образом несены были дьячками и Богородицын образ Владимирския с молебствием от мороваго поветрия.

По позволению онаго преосвященнаго Афанасия епископа в оном же сентябре месяце оные образы Спаса Нерукотвореннаго в киоте, да пречистыя Богородицы Владимирския в граде Ростове во все домы носили и по наряду сващенниками отправляемы Спасу и пресвятей Богородице молебны о избавлении от мороваго поветрия, которое имелось тогда в Царствующемь граде Москве, и померло с начала сего 1771 года до шестидесят тысяч человек и больше.

Да в Ростове четыре человека, в Ростовском уезде в селе Петровском и в деревне Макарове и в прочих местах людей померло многое число, а в то время в Москве сентября 16 дня преосвященнаго Амвросия архiепископа убили до смерти московские разночинцы за явленной образ пресвятыя Богородицы Боголюбския, что на Варварских воротах. 1771 года, октября 16 дня, в воскресенiе, крестной ход был в ростовской Троицкой-Варницкой монастырь, и освящал церковь новосделанную каменную во имя Святыя Троицы преосвященный епископ Афанасий ростовский с двумя приделами. 1776 года, февраля 15 дня, в понедельник первыя недели великаго поста, по утру (в 6-м часу по полуночи), преставися раб Божий преосвященный Афанасий епископ ростовский, тело его вынесено 17-го числа февраля, в среду первыя недели великаго поста, в домовую церковь Одигитрiя пресвятыя Богородицы. При том выносе были: два архимандрита - богоявленский Авраам, борисоглебский Венедикт, ярославскаго Толгскаго монастыря игумен Филимон, ростовской соборной церкви протоиерей Стефан с братиею и града Ростова все священно и церковно-служители и народу премногое множество, и по вынесенiи в той церкви читали священники и дiаконы у гроба его преосвященства святое евангелие по переменам безпрестанно.

Марта 5 дня, в субботу третiя недели великаго поста, в третьем часу по полудни, в Ростов прибыл преосвященный Симон, епископ костромскiй и галичский, на погребенiе преставльшагося преосвященнаго Афанасiя епископа ростовскаго. Въехавши в карете в дом архиерейской взошел в церковь Одигитрия пресвятыя Богородицы, и по надлежащем поклонении Господу Богу пред царскими вратами и приложась к Спасителеву образу потом подошедь ко гробу покойнаго преосвященнаго Афанасiя епископа ростовскаго с поклонением приложился ко кресту, в правой руке у покойнаго преосвященнаго держащему, и в уста покойнаго преосвященнаго Афанасия поцеловал, и из церкви пошель по переходам в келлии архиерейские, и по приходе в келлию потребовал его преосвященство Симон епископ для прочтения духовную бывшаго преосвященнаго Афанасiя епископа.

Марта 6 числа, в воскресенье, погребенiе было его преосвященству Афанасiи епископу таковыв образом: сперва по утру на соборной колокольне в большой колокол начался благовест косно, и продолжался час целой и больше, и потом преосвященный Симон епископ костромской пришед в Одигитрiевскую церковь, облачася в оной с духовными ж персонами, коих было: четыре архимандрита: Спасоярославской Иоиль, ростовских монастырей; Богоявленскаго-Аврамiева Авраам, Борисоглебскаго Венедикт, Яковлевскаго Феоктист, да игумены: угличские: Покровскаго Исихiй, Алексеевский Симеон и прочие соборные и градские священноцерковнослужители все, с соборными хоругвми, с крестным хождением гроб, в коем тело покойнаго преосвященнаго Афанасия епископа, священники понесли из Одигитриевской церкви домом архиерейским в конюшенные ворота и пошли по городу кругом к Борисоглебской церкви, а от нея дорогою к рядам.

59. Самуил Миславскiй, настал вместо Афанасия покойнаго, быв прежде архимандрит киевскаго монастыря, ректор и богословии учитель. Приехал в Ростов 1776 года, августа 6, в день Преображения Господня, и встречали его со кресты из Яковлевскаго монастыря, и сказывал в ростовском соборе проповедь на Преображение. А в Ярославль приехал августа 20 дня, в Спасов монастырь; а заутра из собору встречали со кресты; у собору приветствовал его речiю протопоп Артамон: а в соборе сам изволил сказать проповедь.. 1783 года переведен в Кiев.

60. Арсений IV, епископ, родом кашинец, переведенный изътверской епархии на ростовскую 1783 года, а 1785 года архиепископское достоинство получил. При нем в Ярославле сломали две церкви: Толгскiя, что была у собору, вторую Леонтия чудотворца, и у прочих приходов ограды, на постройку домов казенных и увеселительнаго зрелища, накосок олтаря Сретенской церкви, что слывет сиротскiй дом . При сем же архиепископе заложили церковь Леонтия чудотворца каменную на ярославском кладбище 1789 года в мае; того ж году и сооружена, и крест подняли декабря 1 дня, а в 1791-м году освящена мая 23 дня, в самый день святителя Леонтия, и соверши божественную литургию сам той преосвященный. А 1797 году был сей Арсений в Москве при коронации его величества Павла перваго, которое было апреля 5 дня, в самое Светлое Воскресение. Тогда сей преосвященный пожалован от государя кавалерiею святаго Александра Невскаго. Тогож года ездил, по повмелению святейшаго синода, в город Тотьму, для свидетельства Феодосия, новаго чудотворца, которому святейший синод 1798 году. определил праздновать генваря 28 дня. В сем же году было сретение в Ярославль государя Павла Петровича, июня 4 дня. Тогож году, по требованию святейшаго синода, поехал сей преосвященный в Санкт-Петербург, декабря 28 дня, и учинен членом в святейшем синоде, а в 1799 году в феврале пожалован и второю кавалериею. Сей преосвященный тогож 1799 года, декабря 23 дня, преставися в С.-Петербурге и погребен в Колязине монастыре Макарiевском; и панихиду служили в Ярославле всем градом декабря 30 дня.

61. Павел, архiепископ ярославский и ростовский, переведен в 1800 году, в январе месяце, из Твери, а в оную был переведен из нижегородской епархiи. Имел ордена: св. Анны и св. Александра Невского. Имел присутствие в святейшем синоде. Преставился в 1806 году, марта 19 дня, по полуночи 3 часа, на память св. мученик Хрисанфа и Дарiи, на понедельник, в Ярославле и погребен в соборной Ярославской церкви.

62. Антоний, архiепископ ярославский и ростовский, переведен из тобольской епархiи. Указ из святейшаго синода пришел в Ярославль июня 7 дня 1806 года; сам в Ярославль прибыл из Тобольска июля 25-го дня, в вечеру, а на утро из Спасова монастыря со всеми священно и церковнослужителями всего града и со кресты в соборную церковь, к служению божественной литургии, после которой возвратился в свой архiерейский дом. Сей преосвященный Антоний, в бытность свою на епархии, в доме своем в Ярославле построил: к церкви Преображения Господня, для распространения храма вновь приказаль приложить олтарь, а в церкви новой иконостас и стенное письмо поправить, приказал также колокольню наложить выше и на оное возвышенiе колокола повесить и три колокола вновь вылил: один в 500 пуд, другой в 250 пуд и третй в 120 пуд; старый же трехсотенный уступил на соборную колокольню; въездныя ворота вновь перестроил и при оных же еще корпус новой же на 20 саженях для монашествующих и для певчих; построил еще корпус для ризницы и библiотеки монастырской для храненiя всяких вещей, под коей и келии для казначея дому архиерейскова; семинарии вновь перестроены и библиотека на святых воротах устроена; еще за монастырем построен корпус для консистории, и все означенные здания покрыты железом. Еще при нем по городу Ярославлв построены церкви, а именно: при рабочем доме в загородном саду церковь благовернаго князя Александра Невскаго; у Духа Святаго - теплая трех святителей вселенских вместо старой бывшей малой и ветхой; у Владимирския - вновь Покрова пресвятыя Богородицы каменная же; у Сретения Господня - теплая же Знамения Богородицы, в одно лето начата и кончена и освящена 1819 года. 1818 года по высочайшему указу потребован для заседания в святейшем синоде в С.-Петербург и там быв три года уволен от управления епархией и оставлен по его желанию жить во смирении в монастыре преподобнаго Антония новгородской епархии. На епархии был 15 лет.

63. Филарет II, архиепископ, на ярославскую епархiю определен 1821 года; не был на своем престоле, но пребывал в С.-Петербурге и переведен на Московскую митрополию.

64. Симеон, архiепископ ярославский и ростовский, переведен с тверской епархiи быв присутствующим въ святейшем синоде, и оттуда уволен на сiю епархию. В 1822 году, июля 1-го, прибыв в Ярославль прямо в архиерейский свой дом, а на третий день к служению в собор, в день убиения благоверных князей Василия и Константина, и в крестном хождении сам был. 1823 года, мая 20 дня, прославил Бог образ пресвятыя Богородицы чудесами многими, написанный на стене в опустелой церкви Происхожденiя честных древ животворящаго креста, под колокольнею. По неоднократному во сне явлению мещанской жене Александре Добычкиной, которая одержима была лет 17-ть порчею, билась всегда и тосковала на праздничные дни и не могла быть при церковном служении, а при оном образе Богородицы приняла совершенное исцеленiе. И после того собывшагося чуда многие бывше в таковом обдержании получили совершенное исцеление, и оныя собывшияся чудеса действительно свидетельствованы и представлены святейшему синоду, коих описано около 30-ти сбывшихся в три месаца. Преосвященный Симеон скончался 1824 года, марта 28 дня, и погребен в ярославскомьсоборе, в великой четверток, апреля 2 числа.

65. Авраам, архiепископ ярославский и ростовскiй, переведен с астраханской епархии указом, 1824 года мая 28 дня объявленным. Прибыл в Ярославль июля 21-го чрез Ростов; на престол свой в сооорную церковь изволил идти с крестным ходом при собрании городскаго духовенства в день Марии Магдалины 22 числа к литургии. Того ж лета в доме его преосвященства у Спасовой, что под колокольнею, церкви, пристроена паперть хорошим иждивением. А в церковь Спасову иконостас бронзовой золоченой в честь пресвятыя Богородицы честнаго ея новочудотворнаго образа, в оной церкви находящагося, разными богомольцы из разных стран приходящих усердным подаянием сделан и вновь освящена оная церковь декабря 12 дня, после бывшей переправки, самим преосвященным. Онаго ж года вознамерившись его преосвященство перестроить старостроенную церковь благоверных князей и Входа во Иерусалим, в коих почивали мощи преподобнаго Феодора с чады его,- на память их празднованiя, по малей вечерни и по окончании молебна, перенесены были мощи их в большую церковь Преображения Господня самим архiереем с лучшим духовенством своим 1825 года, марта 5-го, и оныя церкви переправить положено, а сам его преосвященство в С.-Петербург отправился, по требованiю Императора со всею архиерейскою свитою, чрез Ростов в Москву марта 7-го, по утру, в 6 часовь. Мая 20 числа, в день празднования Богородицы новочудотворныя, заложена церковь благоверных князей: в обедню принесена была икона Богородицы Толгския, архимандритом, экономом, казначеем с прочим духовенством в присутствии г-на губернатора Безобразова заложена на старом основанiи с прибавкою западо-южнаго угла для распространения паперти к церкви. Того ж лета и складена вчерне и покрыта железом, и оная церковь освящена оным преосвященным 1831 года июля 16. Того ж лета семинарские корпуса покрыты железом. 1826 года преосвященный, по высочайшей коронации Императора Николая Павловича, из Москвы заезжал в Ярославль сентября 7-числа; пробыв недели две, отправился в Петербург паки. Прибыл с оной очереди в Ярославль 1827 года, марта 20 дня. Пробыв на сей епархии от 1824 года по 3 октября 1836 года, уволен по его прощению от управленiя епархiи во смиренiи жить в Толгском монастыре, и в оном пребывати начал под своим управлением теплую церковь переправлять в лучший порядок и пространство. Он был на епархiи 12 лет. Скончался 18 апреля 1844 года и в том монастыре погребен.

66. Филарет III, архиепископ ярославский и ростовскiй, по увольнении преосвященнаго Авраама от управления епархии, объявлен на сiю сей самый в октябре месяце 1836 года, и пребывая в С.-Петербурге, по изволенiю Императора, в день Св. Пасхи - апреля 18 дня, пожалован в митрополита киевского. Не быв в Ярославле, управлял оною 7 месяцев. На его место объявлен с рязанской епархии мая 27 дня -

67. Евгений, архиепископ ярославский и ростовский. Прибыл в Ярославль июня (?) дня 1836 года прямо в архиерейской дом и потом в соборную церковь при собрании многаго народа и духовенства, а после посещал приходскiя городскiя церкви, внимательно разсматривал их благоустройство и священнослужитедей состояния, а от гражданства благопрiемное и приличное поздравление в архиерейском своем доме имел. В 1853 году уволен со званiем синодальнаго члена. Скончался 27 июля 1871 года.

68. Нил Исакович архипастырствовал в Вятке с 1815 по 1838 год и в Иркутске с 1838 по 1853 год, перемещен на ярославскую кафедру 23 декабря 1853 года. Скончался 20 июня 1874 года.

69. Димитрий Муретов, архiепископ, из херсонской епархии переведен в ярославскую 1874 года октября 25, а в 1816 году апреля 26 на волынско-житомирскую.

70. Леонид Краснопевков, архиепископ, назначен 1876 года 15 мая, скончался того же 1876 года 15 декабря, погребен в ярославском Успенском соборе.

71. Ионафан Руднев с 28-го февраля 1877 года (72).

 
На Главную
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
 
 

Новости

 

Публикации сайта "Агиограф" разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.